Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [0]
Музыка [20]
о музыке
Видео [0]
О клипах
Кино [0]
О фильмах
Тексты [1]
О книгах

Поиск

Опрос

Что вы любите слушать
Всего ответов: 53

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Партнеры

serrRgraphiC de.sigN.O.I.S.E.
Суббота, 18.05.2024, 12:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Музыка

Голос Богов

Можно с уверенностью предположить, что большинство читателей газеты «Завтра», равно как и большинство населения нашей страны, не имеют представления о шумовой музыке. В то время, как рок-н-ролл, технокультура стали достоянием масс, шумовая сцена занимает лишь небольшой сегмент музыкального рынка и фактически до сих пор остается в подполье. Среди шумовых композиторов есть наши люди, небезразличные к судьбам нации и империи. Один из них – Александр Лебедев-Фронтов, автор многочисленных шумовых проектов и художник (фрагмент его картины «Герои рабочего класса» представлен на логотипе страницы «Вторжение» А. Г. Дугина). Александр дал согласие выступить консультантом по истории шумовой музыки, рассказал о своей творческой биографии и о ситуации на шумовой сцене Петербурга.

Шум, вероятно, является древнейшим видом музыки, используемым человеком. В ритуальных практиках различных народов мира он воспринимается как голос богов (иной реальности) – вплоть до обожествления различных предметов, издающих шум: трещоток, свистящих глиняных горшков на веревках, литавр. В христианские времена шум использовался как средство изгнания дьявола, отпугивание чертей. Начало ХХ века принесло с собой окончательное оформление новой звуковой среды, в которой предстояло обитать человечеству (появление тяжелой машинной индустрии, автомобиля, аэроплана и т. д.). Именно тогда некоторых музыкантов и художников стали посещать идеи использования голосов машин как новой музыкальной формы, отражающей перемены. Одновременно эта музыкальная форма явилась подсознательной попыткой возврата к архаическому на звуком уровне и совпала со стремлением общества вернуться на новом уровне к докапиталистическим и дофеодальным, нерасчлененным формам бытия (коммунистическая община, фашистское язычество и т. п.). Честь первого текстового оформления подобных концепций принадлежит горячему пропагандисту искусства будущего, сотруднику С.-Петербургской Военно-медицинской академии Николаю Кульбину, в 1909 году выпустившему свой текст о музыке шумов. Чуть позже, в 1913 году, появляется знаменитый манифест «Искусство шума» итальянского художника-футуриста Луиджи Руссоло. Проявив необычайную энергию, Руссоло создал целый ряд уникальных шумовых машин, подражавших скрежету, шелесту, реву, треску, вою и шипенью окружающей техносферы. Под грохот этих аппаратов проходили футуристические представления, на которых участники движения воспевали «наступательное движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, удар кулака» и скорое слияние человека с винтокрылым стальным механизмом, несущимся к звездам.

В Советской России музыка металла и станков получила широкое применение в театрализованных агитпредставлениях Пролеткульта, в которых актеры яростно били огромными молотами в стальные листы, имитируя тяжелую поступь победившего пролетариата, гибель старого мира и наступление новой эры коммунизма. В 1922 году в Баку состоялось знаменитое представление «Симфонии Гудков» композитора Реварсавра (Революционный Арсений Авраамов), который дирижировал сиренами фабрик и входящих в порт судов. Не только полузабытые композиторы, такие, как А. Мосолов (пьеса «Завод») и В. Дешевов (опера «Лед и Сталь»), но и такие корифеи, как А. Прокофьев (балет «Стальной скок») и Д. Шостакович (Балет «Болт»), вводили в партитуры партии железного листа, паровозных гудков и щелканье приводных ремней. Однако с 30-х годов эксперименты со звуком оказались на обочине культурного процесса, и лишь в конце 70-х на Западе с появлением индустриальной музыки и таких исполнителей, как Бойд Райс или Throbbing Cristle, появилось новое поколение любителей бескомпромиссного грохота и создания из хаоса звуковых отходов новых художественных структур.
Отвечая на вопрос о том, как лично у него пробудился интерес к шуму, Александр рассказал следующую историю:
– В юные годы, лет в 13, попав по недомыслию под влияние сверстников-битломанов, я решил приобрести запись с музыкой ливерпульского квартета. В Ленинграде у Гостиного двора можно было купить пластинку на «костях» (то есть на рентгеновском снимке), записанную самопальным методом. Заплатив за нее 1 рубль и высунув от меломанского вожделения язык, я ринулся домой к проигрывателю. Через минуту из репродуктора раздался бодрый мужской голос, который для начала уточнил мое желание послушать музыку легендарной четверки, после чего покрыл меня отборным русским матом. Через секунду вместо желаемых «Битлз» я услышал 2 минуты рвущего перепонки радиостатического треска с жуткими завываниями. Именно это событие явилось для меня своего рода музыкальной инициатической смертью, навсегда отбив охоту к убаюкивающим мелодиям пресловутых «жучков-ударников» и им подобных, пробудив страсть к строгим, конкретным и неожиданным звуковым решениям с повышенным психическим воздействием. Неизвестный мужской голос пробудил мои истинные вкусы, которые я загнал в закоулки подсознания, по молодости стремясь угодить расхожей промондиалистской моде.

Первые практические опыты с неподдающимися нотной записи «конкретными» звучаниями (вой вентиляторов, различных бытовых электроприборов, плеск воды, раскаты грома, рев сверлильно-шлифовальных станков, перемонтированные обрывки симфонических произведений), пропущенные через различные звуковые приставки и фильтры, Александр начал производить в 1979 году. В 1985 совместно с Игорем Федоровым основал проект «Линия Масс». Вопреки господствовавшей тогда в 80-е гедонистической подростковой эстетике, «Линия Масс» проповедовала культ борьбы, железной воли, стальных машин и героического труда молотобойцев и сталеваров. В рамках этого проекта, кроме записей, создавались черно-белые фотографии и коллажи, соединившие эстетику раннего авангарда и символику различных политических течений. В 90-х годах Александр основал студию Ultra, занимающуюся пропагандой катакомбной экспериментально-шумовой музыки.

В настоящий момент композитор занимается студийными проектами «Веприсуицида» и воссозданием после долгого перерыва «Линии Масс». Совместно с ветераном авангардном музыки, лидером группы «ЗГА» Николаем Судником продолжается деятельность в рамках проекта «Ветрофония». (Москвичи запомнили выступления Николая и Александра в ЦДХ в ноябре 96-го на фестивале памяти их ушедшего товарища Сергея Курехина.) Последнее выступление «Ветрофонии» состоялось 16 июня 99-го года в СПБ, на Пушкинской, 10 (организовано Галереей экспериментального звука). Мероприятие отличало жесткое железо-бетонное звучание, созданное с применением металлических конструкций, шлифовальных колес и электрических приборов времен построения социализма.
Личные планы Александра связаны с дальнейшей интенсификацией трудового процесса: выпуск в ближайшее время компакта «Пролеткульт» (под маркой «Линии Масс»), участие в ряде сборников, студийная работа, работа над коллажами, исследовательская и политическая деятельность.
– Я, – говорит Александр, – воспринимаю политику через призму эстетики в первую очередь (об этом говорил еще лидер итальянского футуризма Маринетти) и испытываю неподдельный интерес к истории политических течений индустриальной эры, их социальный практике. В 80-е годы много времени посвятил изучению движений типа Штрассера в Германии, «Черного большевизма» Падовани или левых революционеров Андреаса Нина и Дурутти в Италии.

Как уже было отмечено, Александр не ограничивается пассивным созерцанием политического процесса. Долгое время он был главным редактором аналитического обозрения «Смерч». Сегодня Александр играет, пожалуй, ведущую роль в эстетическом оформлении национал-большевистского движения (плакаты, листовки, прочая агитпродукция).

Государственной задачей № 1, по его мнению, является «создание условий для избавления нации от навязанных ей извне комплексов неполноценности, преодоление паралича воли, переорганизация общества с дальнейшим переходом к активной евразийской экспансии вовне».
Помимо проектов Александра в СПБ, существует еще пара десятков шумовых коллективов. Наиболее интересные из них – “Bardosyneticcub”, «ЗГА», “Reduction ad absurdum”, «Волшебный мертвец». Все они отличаются строго индивидуальным звучанием. Если Судник и Фронтов принципиально работают с аналоговыми звучаниями и получают резкий хаотичный звук, то «Волшебный мертвец» при помощи компьютера создает довольно мягкие и спокойные техно-индустриальные композиции, а “Reduction ad absurdum” добиваются своеобразного трансово-шумового звучания.
Перспективы развития шумовой сцены СПБ остаются неясными, поскольку «работники шума» не занимаются промоушеном собственных произведений. Подобная позиция вполне понятна: заинтересованный индивидуум всегда найдет доступ к нужным кассетам и компакт-дискам, для этого вовсе не обязательно подкармливать гиен шоу-бизнеса.

Андрей ДМИТРИЕВ


Категория: Музыка | Добавил: serrr (27.03.2009)
Просмотров: 1580 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: