Как и любое явление жизни, музыкальная культура нашего времени
чрезвычайно пестра и многолика. Ушедший ХХ век породил огромное
количество стилей и школ, от академического авангарда и джаза до рока и
техно. В самом его начале, в период наибольшего расцвета искусств и
начала их заката, художники настолько пресытились прекрасным, сложным,
изысканным и утончённым, что возникла естественная необходимость
опрощения, глотка свежего воздуха, прикосновения к первозданности и
первобытности мира. Гоген поехал на Таити, Матисс увлекся Африкой,
возникали примитивизм, футуризм и дадаизм, проповедовавшие простоту и
как радикальное её воплощение - пустоту. Появлялись «чёрные квадраты»,
«будем лопать ПУСТОТУ!» - восклицал Давид Бурлюк. Кручёных разлагал
слова на отдельные слоги, пытаясь найти первобытные смыслы в самих
звуках, отвлечённых от обыденного смысла слов... В музыке люди, широко
приобщённые к музыкальной культуре, вроде Скрябина или Шенберга, стали
расшатывать тональную систему...
Об «искусстве шума» мы знаем меньше - так называемая «шумовая»
музыка до недавнего времени занимала внешне не очень заметное, хотя и
влиятельное место. Оставаясь практически полностью вне рамок
коммерческих аппетитов воротил зловонного шоу-бизнеса, она сумела
выстоять самостоятельно и в последние 15-20 лет стала развиваться
вширь. В том числе в России и в Санкт-Петербурге, в частности,
превратившись в новую форму звукового самосознания.
Художник и музыкант Александр Лебедев-Фронтов - один из немногих
первопроходцев-энтузиастов, стоявших у истоков нынешней «шумовой» волны
в северной столице с конца 1980-х годов. Широкой российской публике
Александр больше памятен как автор экспрессивных фотографий и коллажей,
публиковавшихся в газете «Лимонка» в ранний период её существования,
организацией первого питерского нацбольского издания «Смерч». А его
Фантомаса, направляющего на зрителя револьвер с лозунгом «Вставай,
проклятьем заклеймённый!», можно по праву считать своеобразной иконой
раннего национал-большевизма. Однако как звуковой экспериментатор
Александр известен в кругу поклонников и музыкантов «искусства шумов»,
которое приобретает в последние годы всё большую известность.
- Александр, расскажите, пожалуйста об истории появления «искусства шумов» и его нынешнем дне.
- С окончательным изменением звуковой среды к началу XX века
вследствие развития индустриальной цивилизации, появления поездов,
автомобилей, аэропланов, идея музыкального отражения и осмысления новой
реальности практически витала в воздухе. Первые заметные теоретические
основания этого отражения и практические эксперименты по созданию
«искусства шумов» появились в 1913 году, когда итальянский
художник-футурист, националист и будущий герой Первой мировой войны
Луиджи Руссоло выпустил свой знаменитый шумовой манифест, призвав
музыкантов создавать новые симфонии из гудков авто, стука колёс
электричек, рёва паровых турбин, взрывов гранат и воя аэропланов.
Руссоло создал уникальные шумовые аппараты, издававшие разнообразные
шумы на представлениях футуристов. Его работой интересовались
Стравинский и Равель, кстати, автор знаменитого Болеро, имитирующего
монотонную работу фабричных станков. Однако необходимо отметить, что
теоретически идея «искусства шумов» была сформулирована ещё за
несколько лет до гениального итальянца русским искусствоведом, офицером
и сотрудником Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Николаем
Кульбиным, что было официально признано лидером итальянского футуризма
Маринетти во время его визита в наш город в 1914 году. Таким образом,
Петербург по праву должен считаться колыбелью шумовой музыки. В
советское время «искусство шумов» активно пропагандировалось
организацией Пролеткульт, на представлениях которой в качестве
музыкального сопровождения имитировались удары молотов и клацанья
механизмов в заводских цехах. В начале 20-х годов в Баку было
организовано исполнение «Интернационала» при помощи фабричных сирен и
гудков пароходов. Далее наступила многолетняя пауза, хотя многие
композиторы (Шостакович, Мосолов, Давиденко) использовали в своих
симфониях, например, «партии железного листа» и т.п. Лишь в 1970-х
годах с появлением на Западе так называемой «индустриальной» музыки
«искусство шумов» вновь заявило о себе, выйдя из стен лабораторий.
Небольшие издательства начали выпускать маленькими тиражами шумовые
пластинки. Компьютерные технологии упростили процесс записи и дали ещё
больший толчок возрождённому течению, окончательно оформилась идея так
называемого «сэмплирования» - конструирования из фрагментов уже
существующих записей различного происхождения новых по качеству,
настроению и смыслу музыкальных произведений. В наше время понятие
«шумовая сцена» весьма общее и условное, объединяющее собой множество
стилевых ответвлений от характерных для Европы вполне спокойных
шуршаний, потрескиваний, жужжаний, перебиваемых, например, громыханием
стальных балок, через монументальные а ля Вагнер композиции маршевого
типа с голосами героев европейской истории 60-летней давности и мощными
армейскими барабанами, до заряженных ультра-экстремальной энергией
хаотических композиций японских шумовиков, прослушивание которых на
максимальной громкости, по-моему, есть лучшее средство избавиться от
непрошеного гостя, а заодно и изгнания бесов. Замечу также, что в
последние десятилетия многие шумовики, особенно в Европе, стали
обращаться к звуковым элементам национальных традиций своих стран, к
различным историческим записям, к эстетике национальных движений
прошлого. В Петербурге за последние 8-10 лет появилась целая плеяда
интересных шумовых проектов. В городе прошли международные фестивали,
появились небольшие компании, выпускающие диски «искусства шумов».
- А откуда в застойные времена Вы брали информацию по стории вопроса?
- В советское время крайне скудная и разрозненная информация по теме
существовала в основном в книгах по истории искусства XX века, где
упоминался Руссоло, а итальянские футуристы подвергались резкой
марксистской критике по большей части за их активность в появлении
движения чернорубашечников. Существовала замечательная книга Глеба
Анфилова «Физика и музыка» о питерском экспериментаторе 30-х годов
Евгении Шолпо. Подростком мне удалось посмотреть фильм Дзиги Вертова
«Энтузиазм (Симфония Донбасса)», который предвосхитил звуковым решением
картины многие будущие находки вроде семплирования и звукового коллажа,
на честь изобретения которого сейчас высказывают претензии американцы.
От доминировавшей поп- и рок-музыки с их культом гнилого гедонизма и
ложного кайфа подташнивало, что и повернуло меня в конце концов к
эстетике механизмов, стали, станков и Шума.
Конструирование динамически заряженных и экстремальных музыкальных
композиций из кусков записей, сделанных в совершенно разных условиях,
от звуков записанных телепрограмм до вибраций цеха Ижорского завода,
куда меня провёл колпинский приятель, становится главным увлечением
помимо графики. Помню, даже в армии я умудрился сделать в красном
уголке небольшой перформанс, используя два проигрывателя, пластинки
узбекской эстрады и Хора им. Александрова, запускаемые одновременно с
жужжанием 5 включенных электробритв, что почему-то особенной
популярностью пользовалось у сибиряков и солдат из Калмыкии. Последние
даже пытались подпевать.
- Жаль, что в советскую армию не призывали зулусов и готтентотов
- они бы ещё и сплясали. А чем Вы занимаетесь сейчас? Скажите несколько
слов о Ваших проектах последнего времени.
- Проект «ЛИНИЯ МАСС» сочетал монументализм и машинную эстетику в
стиле 20-30-х годов прошлого века. Работы проекта выпущены в России и
Германии на виниле - это мой любимый формат. Плодотворной была работа в
проекте «Ветрофония» вместе с ветераном «Шума» ещё с советских времён
лидером группы ЗГА Николаем Судником. Кстати, меня с ним познакомил не
кто иной, как Сергей Курёхин, являвшийся большим поклонником шумовой
культуры. Был сделан ряд живых выступлений (в том числе и концерты,
посвящённые 90-летию первого представления «шумовых машин» Руссоло),
выпущен ряд дисков, озвучен великолепный научно-фантастический
кинофильм 1935 года «Космический рейс». В последние несколько лет
вместе с моим товарищем Кириллом Рожковым работаю над записями проекта
«СТАЛЬНОЙ ПАКТ», которые посвящены различным событиям и явлениям
русской и мировой истории: Россия в Первой и Второй мировых войнах,
Италия начала 1920-х годов и т.д. Это своего рода звуковые версии
событий, попытки воссоздать с помощью звука их атмосферу и настроение.
В ближайшее время планируется издание на фирме DER ANGRIFF сборного
диска, посвящённого русско-японской войне начала прошлого века с
участием проектов «СТАЛЬНОЙ ПАКТ», «ANTHESTERIA» и исторической записи
замечательного вальса «На сопках Маньчжурии» в исполнении русского
певца Михаила Вавича. В планах новые «шумовые» расследования, новые
звуковые версии и прозрения. В заключение скажу, что Шум родил музыку
и, как всё в природе, музыка, обрастая со временем тысячей версий,
начинает тяготиться ими и стремится прикоснуться к своему очищающему и
ослепительному истоку, имя которому Шум.
- Позволю себе с Вами не согласиться. Я считаю, что музыка
возвращается к первоистоку, когда у Вагнера во вступлении к «Золоту
Рейна» на протяжении многих тактов обыгрывается ми бемоль мажорный
аккорд. Именно пифагорейски осмысленный мажорный аккорд, а не ШУМ,
являющийся выражением внешнего бессмысленного для человека ХАОСА, есть,
на мой взгляд, ослепительный исток МУЗЫКИ. И тем не менее, Александр,
спасибо большое Вам за интересный рассказ об истории «искусства шума».
Я думаю, что этот рассказ способен заполнить известный пробел в наших
познаниях об истории авангардизма ушедшего столетия.
Вячеслав Кочнов, "Новый Петербург", 16 ноября 2006 г., № 44 (808).
Источник: http://zhb.radionoise.ru |