Какими бы новейшими техническими средствами не создавалась музыка, как
бы не совершенствовалась ее форма - в ее основе всегда должна быть
идея, иначе это не подлинное, революционное искусство, а коммерческое
барахло. Создаваемый художественный образ, не должен существовать сам
по себе, а должен выражать определенную мысль музыканта. Но образ не
должны быть просто дополнением к тексту какого-нибудь "Капитала"
Маркса, а должен сам манифестировать некую идею. Прекрасным примером
соединения формы и содержания в искусстве, в частности в музыке,
является творчество британского музыканта Брина Джонса, более
известного как Muslimgauze
(араб. - паранджа). Идеология этого проекта, как видно из названия, -
это поддержка национально-освободительной борьбы народов мусульманского
мира.
Собственно, музыка Muslimgauze практически лишена текста,
идеи главным образом выражены в самой музыке, а также в провокационных
названиях треков и обложках альбомов. Каждая композиция Muslimgauze
- это бомба, зачиненная глубокими эмбиентовыми пассажами, резонирующими
с сердцем нойзовыми басами и вкраплениями изящных восточных мотивов и
голосов. Бомба, при прослушивании взрывающаяся красками и образами
ближневосточного конфликта: плачь матерей убитых; воины джихада,
танцующие по кругу с автоматами калашникова в руках; трупы мирных
жителей вокруг горящих останков бронетранспортеров; моджахеды с
гранатомётами на перевес, улыбающиеся в камеру телеканала
"Аль-Джазира"; массовые восстания в голодных азиатских городах; тихая
смерть старой палестинки от заражения крови; митинги на главной площади
в Иерусалиме и взрывы жилых домов и автобусных остановок. Бомба, цель
которой - мозг жителя благополучной Европы, этакого
фашиста-потребителя, раба общества спектакля.
Музыка Брина Джонса - это музыка антиимпериалистической борьбы,
борьбы восточной дикости против гниющей и всепоглощающей западной
цивилизации. ![[Image]](http://3.bp.blogspot.com/_G_ctFbLwC5I/R-XeVTRq2yI/AAAAAAAAAmw/qcqBQulEd8E/s400/muslimgauze.jpg)
"Толчком для создания Muslimgauze стало вторжение Израиля в Ливан в
1982 году. С этого начался мой интерес к ближневосточному конфликту и к
оккупации Палестины Израилем. То, что мы видим там из дня в день - чудовищно,
преступный режим каждый день нарушает права человека. Этот конфликт - важнейший
в мире, он приносил, приносит и будет приносить боль и в другие места на
планете, будь они проарабскими или произраильскими. Muslimgauze стоит на
защите интересов арабов и против Израиля. Каждая наша пьеса - политический акт".
Такими словами начинал, пока был жив, практически каждое из своих
многочисленных интервью манчестерский музыкант Брин Джонс (Bryn Jones),
взявший себе артистическое имя Muslimgauze.
Музыка Muslimgauze - нелегкая, его политические взгляды - просто
тяжелые. Один из альбомов называется Return of Black September -
Возвращение черного сентября - в честь экстремистской палестинской организации "Черный
сентябрь", захватившей и уничтожившей во время Олимпийских игр 1972 года в
Мюнхене группу израильских спортсменов. Надо сказать, что с нелегким сердцем
брался я за создание этой программы. Что бы мы ни думали о действиях
израильского правительства, ни в коей мере не можем мы с симпатией относиться к
пропаганде террора, нетерпимости и ненависти.
И все же…, и все же Muslimgauze, странная, завораживающая музыка, странная,
нелепая судьба отшельника, подлинного борца андерграунда, как политического так
и культурного, благополучного британца, избравшего целью и смыслом своей жизни
борьбу за идею - тема идеально укладывающаяся в концепцию "Открытой музыки". Ну,
а если идея спорная, так что же давайте спорить, Muslimgauze в конечном счете
никого не взрывал, он лишь создавал музыку…
А музыка его далеко не всегда такая уж агрессивная и страшная, названия пьес
нередко куда страшнее. Слегка булькающая мирная амбиентная пьеса называется,
например, Infidel - неверный.
Вот цитата из классика: "Невозможно бесконечно находиться в состоянии
ненависти - человеческий организм не позволит этого. Но идея оказывается
навязчивой, как только вы убедили себя в ее справедливости, она оправдывает
совершение и в спокойном состоянии тех действий, которые могут быть продиктованы
лишь горячностью эмоции. Более того, не только оправдывает, но и навязывает их"
- эти слова Олдоса Хаксли относятся ко многим политическим эктремистам,
относятся они и к Брину Джонсу.
Названия его многочисленных альбомов говорят сами за себя: "Изнасилование
Палестины", "Резня в Хевроне", "Узи", "Интифакса", "Федаины",
"Оккупированные территории". Причем покоя Muslimgauze не дает не только
кровь мусульман в Палестине. Его первый альбом назывался Kabul, а одна из
пьес - "Последняя мечеть в Герцеговине".
Брин Джонс умер 15 января 1999 года в возрасте 38 лет от редкого грибкового
заболевания крови. С его смертью прекратила свое существование "группа"
Muslimgauze, и буйным цветом разрослись легенды. Он был ошеломляюще
плодовит: за неполные два десятилетия работы записаны и изданы на различных
фирмах около полутора сотен записей - полноценных альбомов, синглов, кассет,
ремиксов. Результат, прямо скажем, внушающий уважение, если учесть, что,
несмотря на то, что сам Брин Джонс всегда называл Muslimgauze группой, и в
интервью неизменно говорил "мы", всю музыку творил он один.
Несмотря на яростно пропагандируемую любовь к исламу, сам Джонс мусульманином не
был - обычный манчестерский парень. Так ни разу не съездил на занимавший его
мысли Ближний Восток, горячо любимую им "Организацию Освобождения Палестины"
финансово не поддерживал, даже жил не в мусульманском районе Манчестера, да и
друзей особых среди мусульман у него не было. Вся его воинственность спокойно
вмещалась в оформление дисков - да и то добрую половину за него делали издатели:
голландская фирма Staalplaat и американская Soleilmoon - и в
агрессивные названия альбомов и пьес.
Но если присмотреться поближе, то масса названий отражают не только
агрессивность политического экстремиста, но и просто очарование ориентальной
культурой, а то ехидную иронию, как вот это, например: India Rubber Buddha
Melts and Forms a Pool - "Индийский резиновый Будда тает и превращается в
лужу".
Ну, а что же собственно музыка, какую музыку делал Muslimgauze, каковы его
музыкальные корни, и как, собственно, он в одиночестве записывал свои альбомы? В
музыку, как, впрочем и огромное количество британских рокеров всех поколений -
от Джона Леннона до Pink Floyd и Брайена Ино - он пришел
через художественное училище, где учился графике.
До переломной в его жизни осени 1982-го, когда Израиль вторгся в Ливан, он успел
уже создать группу E.g. Oblique Graph. Он вышел из той же среды, того же
поколения, которые породили мощную манчестерскую волну начала-середины 80-х:
Smiths, Happy Mondays и многие другие группы. Однако он держался
особняком, не считая себя ни частью манчестерской школы, ни английской
рок-музыки, ни шоу-бизнеса в целом.
Музыкальные влияния, о которых он любил говорить - традиционная музыка
Востока: от Марокко до Японии, музыкальные экстремисты из Throbbing Gristle
и Psychic TV и группы немецкого авангардного рока, в первую очередь
Can и Faust. Главные инструменты Muslimgauze - огромный набор
восточных этнических барабанов, клавишные и магнитная лента. Его студия была
оборудована в его собственном доме, человек он был замкнутый и студийный, за 17
лет работы дал считанное количество концертов, большая часть которых, по
собственному его утверждению, были неудачными.
С не меньшей ненавистью, чем к угнетающему палестинцев Израилю, он относился к
сэмплерам и электронике. Свои причудливые звучания он создавал, манипулируя
магнитной лентой, делая петли, накладывая один на другой разные звуки и прибегая
к ухищрениям, знакомым лишь тем, кто способен сутками напролет сидеть за
магнитофонами.
Он был фаталистом, не верил ни в мир между Израилем и палестинцами, ни в
коммерческий успех своей музыки, более того ни пытался никоим образом этому
успеху способствовать, избегая любого паблисити - его лица нет ни на одной из
полутора сотен его пластинок. Он просто сидел в студии, наигрывая свои странные
звуки со странными, звучащими как лозунги, названиями типа вот этого: Benazir
Bhotto's Hands are Clean - Руки Беназир Бхутто чисты - имеется в виду
конечно смещенная и обвиненная в коррупции бывший премьер-министр Пакистана.
"Я четко разграничиваю информацию и проповедничество. Если я начну писать
тексты, то превращусь в проповедника. Названия пьес должны подвести людей к
желанию получить больше информации", говорил он.
А один из критиков писал: "Если оформления его пластинок, названия пьес и
интервью дышат политическими лозунгами, то сами пьесы погружают вас в
безвременный утопический мир, в атмосфере которого можно парить в погоне за
хвостом дракона над воображаемой мединой. Звуковой мир Muslimgauze с его
барабанами со всего света и голосами, собранными аллах весть откуда, настолько
же абстрактен насколько его политический мир конкретен".
Брин Джонс, он же Muslimgauze - классический английский эксцентрик,
отправившийся в поход за политическими идеями, а нашедший по пути красоту
музыки.
Источник: http://rksmb.ru |